Шановний користувач порталу!
Для вашої зручності ми запустили нову систему відображення формул в тексті. Дана система використовує найновіші технології. Якщо у вас виникли проблеми з відображенням формул спробуйте оновити свій веб-браузер до останньої версії. Або скористайтесь іншим браузером.

Команда проекту INFORUM.IN.UA пропонує використовувати для роботи з порталом браузер Mozilla Firefox.
Ми постійно вдосконалюємось та докладаємо максимум зусиль для Вашої комфортної роботи. Якщо у Вас є побажання чи ідеї з покращення роботи порталу напишіть нам.
УДК 159.923.23 -796.86

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ

Гант Е. Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Харьковской государственной академии физической культуры

Проблема успешной социализации личности ребенка, а так же поиск  адекватных  методов коррекции его поведения и самооценки являются  одними из  актуальных вопросов современной педагогики и психологии. Регуляция поведения подростков обусловлена как воздействием внешних факторов (требования родителей, группы сверстников, учителей, моральные требования, социальные нормы и т.д.), так и субъективными особенностями самой подрастающей личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности).

В активной деятельности ребенок приобретает устойчивые мотивы общения и деятельности и, которые пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей ребенка, которые наиболее благоприятны для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей. [1-6].

Целью нашей работы стало изучение особенностей социализации личности юных спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом. Была разработана анкета «Субъективные факторы сложности туристического похода». Испытуемым предлагалось проранжировать предложенные  «сложные» ситуации туристического похода, из списка, и добавить  свои,  не предложенные в списке.

В исследовании приняли участие 63 спортсмена, которые занимаются спортивным туризмом, в возрасте от 9 до 16 лет.

По результатам нашего исследования,  самыми сложными факторами,  для участников туристического похода стали: тяжелые погодные условия (дождь, ветер, низкие температуры), отсутствие душа, туалета и привычных предметов домашнего обихода,  а так же тяжелый рюкзак и новый режим. Мене сложным, но недостаточно приятным  оказалось  дежурство на кухне, отсутствие комфорта и необходимость собирать и разбирать каждый день палатку.

Необходимость носить все нужные вещи с собой, отсутствие кровати, дивана,  подушки и надобность  самостоятельно готовить пищу, так же как и отсутствие стационарной кухни занимают средние позиции при ранжировании трудных ситуаций туристического похода. Еще менее травмирующими оказались зависимость от коллектива, постоянное пребывание на улице невозможность длительного уединения.

Подчинение другим людям, разлука с друзьями, сон в палатке и  самоконтроль за личными вещами не стали для участников похода сложными факторами, так же как и  новые знакомства, и незнакомый коллектив. Следует отметить, что отсутствие интернета и TV, совершенно не огорчало участников похода, и данные позиции занимают последние строки при ранжировании. Соответственно, в условиях туристического похода дети удовлетворяют как познавательные потребности,  так и потребность в самореализации. Стремятся завести новые знакомства, освоить новые социальные роли, что в свою очередь  расширяет их спектр паттернов поведения, увеличивает адаптивные ресурсы.  Освоение, неизвестных ранее, видов деятельности, таких как разжигание костра, приготовление пищи, завязывание узлов, ловля рыбы, разбивание палатки и т.д. позволяет открыться ребенку с новой стороны, неизвестной как для него самого, так и для других участников похода. Возможность проявить себя в новой деятельности является благоприятным фактором,  как для развития адекватной, так и для коррекции заниженной или завышенной самооценки  у ребенка. 

Следующим этапом нашего исследования, стало изучение гендерных особенностей субъективных факторов сложности туристического похода.

Наиболее сложными факторами,   в условиях похода, для мальчиков стали погодные условии, далее отсутствие комфорта и привычных предметов домашнего обихода, дефицит чистой одежды и тяжесть рюкзака. Для девочек, самыми неприятными обстоятельствами стали  отсутствие  душа, а далее погодные условия, отсутствие туалета, тяжесть рюкзака и новый режим.  

Дежурство на кухне, необходимость носить все вещи с собой и смена привычного режима были в первой десятке трудных ситуаций, как у мальчиков, так и у девочек, и занимали примерно одинаковые позиции.  Следует отметить, что необходимость постоянно разбивать палатку (особенно в тяжелых погодных условиях), самостоятельно готовить пищу, постоянно, пребывать на улице и подчиняться коллективным правилам, для  мальчиков было более естественным, и мене сложным, чем для девочек. Так же мальчики легче переносят невозможность уединения и сон в палатке. Тогда как, для мальчиков, отсутствие интернета и TV, стало более существенным недостатком в походе, чем для девочек.

Так же девочки легче переносят расставание с близкими родственниками и  отсутствие стационарной кухни.

Для изучения субъективных факторов сложности похода, в зависимости от  туристического опыта, все участники исследования были  условно разделены на две группы: дебютанты и «посвященные». Для дебютантов, в походе, самым нелегким стало отсутствие душа и необходимых предметов домашнего обихода, а так же погодные условия отсутствие туалета и кровати. Далее по порядку необходимость носить все вещи с собой и соответственно тяжесть рюкзака, а так же надобность регулярно ставить палатку; так же сон в палатке и невозможность длительного уединения. Отсутствие интернета, новые знакомства и подчинение коллективным правилам заняли последние позиции в списке трудных ситуаций у дебютантов туристического похода.

Для «посвященных» самыми сложными обстоятельствами,  туристического похода стали: отсутствие душа и  привычных предметов домашнего обихода,  тяжелые погодные условия (дождь, ветер, низкие температуры), туалета и,  а так же тяжелый рюкзак и новый режим. Мене сложным, но недостаточно приятным  оказалось  дежурство на кухне. С туристическим стажем, такие факторы, как   недостаток комфорта и необходимость собирать и разбирать каждый день палатку, отсутствие кровати становятся менее значимыми. А самыми незначительными выступают: отсутствие интернета и TV, новые знакомства и постоянное пребывание на улице. Дебютанты сложнее переносят расставание с близкими,  подчинение другим людям и постоянное пребывание на улице, а так же коллективные новые правила, дежурство на кухне и самостоятельное приготовление пищи.

Стоит отметить, что некоторые дебютанты похода все предложенные факторы оценили в 29 баллов. Среди дополнительных сложностей участники похода выделяли нерегулярное питание (мальчики), отбой и подъем по расписанию, ранняя зарядка, страх огня, при дежурстве  на кухне.

Преодоления различного рода трудностей, так  физического характера (тяжесть ноши,  погодные условия), так и психологического характера (подчинение новым коллективным правилам) благоприятно влияют на развитие личностно-волевых характеристик юного спортсмена, таких как: сила воли, чувство коллективизма, взаимовыручка, целенаправленность и успешное планирование.

Таким образом, туристическая деятельность, выступает не только положительным фактором успешной социализации личности ребенка, но и незаменимым методом коррекции его поведения и самооценки.

 

Источники и литература:

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 томах / Л.С. Выготский // - М., 1984. -  Т1. – 508с.
  2. Гант Е.Е. Матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції «Сучасний стан розвитку екстремальної та кризової психології» / Е.Е. Гант, Е.М.Павлик, В.А.Штых  // 28-29 листопада 2013 Національний університет цивільного захисту України. М.Харків
  3. Гант Е.Е. Характеристика функций внимания спортсменов, как показатель психической работоспособности/ О.Є.Гант, О.Н.Долиновская // Слобожанський науково-спортивний вісник :  наук.-теорет. журнал. – Харків : ХДАФК, 2011., №4 – С.  272
  4. Гант Е.Е. Особенности мнестических функций спортсменов в условиях соревновательной и постсоревновательной деятельности/ О.Є.Гант, М.В.Сушкова // Слобожанський науково-спортивний вісник :  наук.-теорет. журнал. – Харків : ХДАФК, 2011., №4 – С.  265
  5. Гант Е.Е.  Когнитивная продуктивность скалолазов, как  представителей эстремальных видов спорта/ Е.Е.Гант // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції "Здоровий спосіб життя-здорова людина-здорове суспільство",5-6 квітня 2012 року, м. Кіровоград. С. 37
  6. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов //- М.:Трикста,2005. - 128с.
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
Розробка : Limpopo Web Agency
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
43020, УКРАЇНА,
Волинська обл., м. Луцьк,
вул. Електроапаратна, 3 / 336
inforum.in.ua@ukr.net