Шановний користувач порталу!
Для вашої зручності ми запустили нову систему відображення формул в тексті. Дана система використовує найновіші технології. Якщо у вас виникли проблеми з відображенням формул спробуйте оновити свій веб-браузер до останньої версії. Або скористайтесь іншим браузером.

Команда проекту INFORUM.IN.UA пропонує використовувати для роботи з порталом браузер Mozilla Firefox.
Ми постійно вдосконалюємось та докладаємо максимум зусиль для Вашої комфортної роботи. Якщо у Вас є побажання чи ідеї з покращення роботи порталу напишіть нам.
УДК 159.923.2

КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вірна Жанна Петрівна
доктор психологічних наук, професор, декан факультету психології Східноєвропейського  національного  університету  імені Лесі  Українки,

Проблема изучения профессионализма является одной из самых актуальных в современной психологии труда. Традиционно под профессионализмом понимают особое качество людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Также в профессионализме отражено приобретение человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которое соответствует стандартам и объективным требованиям в обществе. Оптимальным в рассмотрении профессионализма человека является вариант его интегральной характеристики (как индивида, субъекта деятельности и индивидуальности), которая проявляется в деятельности и общении. Попробуем очертить границы интегративного изучения профессионализма человека, где по нашему мнению, были бы учтены достижения психологии труда, социальной психологии, инженерной психологии, психологии надежности и психологии профессионального здоровья. Прежде всего отметим, что методологической базой определения этих границ является конструктивный принцип сочетания естественнонаучной парадигмы с алгоритмическими технологиями.

Интегративный подход изучения профессионализма инвестирует структурно-иерархические параметры его изучения через описание состава создаваемых элементов (подсистем), их назначение, а также структуры связей между ними. Классически это выглядит следующим образом: профессионализм как акме, строится на знаниях, а на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность. Структура профессионализма определяется совокупностью устойчивых связей между образуемыми элементами: профессиональная производительность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость.

Интегративный подход позволяет определить и результативные признаки профессионализма, где фиксируется описание его функций и критериев. Так основной функцией профессионализма является изменение субъекта труда, результативная сторона которой выражается в получении обобщенных и конкретных полезных результатов, которые удовлетворяют определенные социальные потребности человека. Конкретизация функций профессионализма дает возможность обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально-важные качества и отношение человека к профессиональной деятельности и профессии в целом. Следует отметить, что выполнение функций может сопровождаться получением не только полезных результатов, но и определенных расходов, которые могут быть как материальными, так и нематериальными (психологическими).

Результативная характеристика функций требует дифференциации их критериев оценки. Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, выделяются такие критерии: критерий профессиональной продуктивности, который характеризует уровень профессионализма человека и степень его соответствия социально-профессиональным требованиям; критерий профессиональной идентичности характеризует значимость профессии и профессиональной деятельности для человека как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса; критерий профессиональной зрелости, удостоверяющий умение соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к ней относятся (профессиональная самооценка, уровень притязаний и способность к саморегуляции).

Очерченные границы интегрального изучения профессионализма человека позволяют более полно описать этот психологический феномен в различных видах профессиональной деятельности, способствуют практическому решению задач подготовки профессионалов. Одним из ракурсов представления данного подхода в профессиональной психологии является разработка жизненно-стилевого концепта мотивационно-смысловой регуляции профессиональной реализации личности [1], в котором реализованы конкретные психологические факты профессионального становления специалистов разных специальностей.

В частности, в работе Т. Павлюк раскрыта суть и выяснена роль эмпатийной позиции медсестер как готовности к осуществлению профессиональной деятельности и представлено общую тенденцию трансформации эмпатийной позиции адаптированных специалистов (морально-эмпатийная позиция, идентификационно-эмпатийная позиция, рефлексивно-эмпатийная позиция) на каждом этапе профессионального становления в соотношении с логикой формирования коммуникативно-деонтологических умений медицинского работника [2]. В исследовании А. Зембы конкретизированы эффекты трансформаций (эффект повышения невротизации, эффект повышения критической оперативности, эффект повышения формальной директивности, эффект повышения неформального доминирования и эффект сохранения коммуникативных способностей) профессионально-статусного модуса личностной требовательности (от адаптационно-интернального до стагнационного) на всех этапах профессионального становления государственного служащего центров занятости [3]. З. Крыжановская разработала теоретическую модель структурно-функциональной организации профессиональной самореализации педагогов дошкольных учреждений и выделила такие структурные компоненты профессиональной самореализации (профессиональный опыт, профессиональное самосознание и профессиональное самосовершенствование), функциональное проявление которых происходит через профессиональную компетентность, стремление профессионально осуществлять педагогическую деятельность [4]. Е. Шкарлатюк обосновала психологические условия альтернативной и смысловой организации прогностической деятельности будущего менеджера, а также познавательно-идентификационный и рефлексивно-идентификационный механизмы формирования профессиональных прогнозов будущих менеджеров [5]. А .Остапйовский описал закономерности трансформации содержания семантических конструктов экономического сознания субъектами учебно-профессиональной деятельности в условиях развитости гностической рецепции в осознании предметного содержания семантических конструктов и операциональной интеграции в понимании процессуального содержания объектов экономического сознания [6]. В диссертации И. Грыцюк описано закономерности отображения психологического содержания социальных ориентаций в функциональной целостности их проявления через приобретение эмоционального равновесия, мотивационной ответственности и профессиональной релевантности, что происходит с помощью механизмов активности, интернализации и рефлексивности [7]. А. Губина предложила рассмотрение мотивации достижения успеха в процессе профессионального самоопределения как побудительного механизма профессиональной активности личности, в которой совмещены социально-экономические и рефлексивно-целевые признаки мотивационной направленности эффективной профессионализации [8]. Научная разработка В. Грандт заключается в совершенствовании положений о копинг-ресурсах специалистов экстренных служб как функциональных атрибутах профессионального здоровья, которые выполняют адаптационную, идентификационную и интегративную функции и как факторах сохранения профессионального здоровья специалистов экстренных служб (психофизиологический, личностно-ролевой и организационно-статусный), которые определяют их профессиональную надежность [9].

Результаты комплекса проведенных исследований дают все основания для утверждения их актуальности в дальнейших научных интерпретациях.

 

Источники и литература:

  1. Вірна Ж.П. Мотиваційно-смислова регуляція у професіоналізації психолога: [монографія] / Ж.П.Вірна. - Луцьк: РВВ Вежа, 2003. – 320 с.
  2. Павлюк Т.М. Емпатійні чинники професійної адаптації медичних сестер : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. М. Павлюк. – Івано-Франківськ. : [б. в.], 2007. – 22 с.
  3. Земба А.Б. Особистісна вимогливість як чинник професійної компетентності (на матеріалі держслужбовців центрів зайнятості) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Б. Земба. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  4. Крижановська З.Ю. Мотиваційні чинники професійної самореалізації фахівців дошкільних закладів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / З. Ю. Крижановська. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  5. Шкарлатюк К.І. Особливості формування професійних прогнозів майбутніх менеджерів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.І.Шкарлатюк. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  6. Остапйовський О.І. Професійна ідентичність в структурі економічної свідомості особистості : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.І. Остапйовський. – Луцьк. : [б. в.], 2011. – 20 с.
  7. Грицюк І.М. Психологічні особливості соціальних орієнтацій майбутніх фахівців соціономічних професій менеджерів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / І.М.Грицюк. – Київ. : [б. в.], 2012. – 20 с.
  8. Губіна А.М. Мотивація досягнення успіху як детермінанта професійного самовизначення студентів технічних спеціальностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.М.Губіна. – Харків. : [б. в.], 2012. – 18 с.
  9. Грандт В.В. Копінг-ресурси як чинник збереження професійного здоров’я особистості : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В.Грандт. – Київ. : [б. в.], 2012. – 20 с.
Коментарі до статті:
Лариса Засєкіна [13.05.2014 13:34]
Какие основные способы повышения профессиональной производительности преподавателей высших учебных заведений?
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
Розробка : Limpopo Web Agency
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
43020, УКРАЇНА,
Волинська обл., м. Луцьк,
вул. Електроапаратна, 3 / 336
inforum.in.ua@ukr.net