Шановний користувач порталу!
Для вашої зручності ми запустили нову систему відображення формул в тексті. Дана система використовує найновіші технології. Якщо у вас виникли проблеми з відображенням формул спробуйте оновити свій веб-браузер до останньої версії. Або скористайтесь іншим браузером.

Команда проекту INFORUM.IN.UA пропонує використовувати для роботи з порталом браузер Mozilla Firefox.
Ми постійно вдосконалюємось та докладаємо максимум зусиль для Вашої комфортної роботи. Якщо у Вас є побажання чи ідеї з покращення роботи порталу напишіть нам.

СОВЛАДАНИЕ ЖЕНЩИН С КРИЗИСОМ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Валитова Ирина
кандидат психологических наук, доцент, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Стадиальность переживания женщиной кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии отражает механизмы адаптации женщины к сложившейся жизненной ситуации, а также трансформацию ее личности и отношений с ребенком. В содержании стадий описываются ведущие эмоциональные состояния матери, ее отношение к себе как к матери особого ребенка и ее отношение к своему ребенку. Согласно фазовой модели переживаний матери, отклонение в развитии ребенка означает для его матери утрату на трех уровнях: чувство утраты ребенка, чувство утраты самоопределения, чувство утраты социальной позиции [3].

Итоговой стадией переживания кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии многими авторами называется стадия принятия ребенка. Матери в конечном итоге достигают такого принятия произошедшего с ними, которое позволяет им сохранять разумно сбалансированный уровень, они начинают любить и ценить своего ребенка, развивают реалистичный взгляд на ребенка и его нарушение, у них формируется позитивная установка по отношению к себе, они переключаются с собственных переживаний на интересы ребенка, преодолевают социальные стереотипы в отношении ребенка [1; 3].

Цель исследования – построить эмпирически обоснованную типологию  совладания на пути к принятию матерями ребенка с неврологической патологией на протяжении раннего возраста.

Методы исследования. В исследовании участвовали 122 матери детей с детским церебральным параличом и последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, средний возраст детей 25 месяцев. Исследование проводилось с помощью клинической беседы, в которой  обсуждался широкий круг вопросов относительно переживаний матери при рождении ребенка с проблемами.

Результаты исследования. Осознаваемые матерью изменения в ее жизни после рождения ребенка отражают ценностно-смысловое значение ребенка для матери, личностный смысл его болезни, что позволяет обозначать разную ценностно-смысловую направленность матери: направленность на реабилитацию (изменение порядка жизни), направленность на ребенка (появление нового человека), направленность на себя (изменение ценностей и самосознания). Этот критерий оказался основой (стержнем), который собирает вокруг себя другие показатели совладания (чувство вины, самооценка, отношение к ребенку, ресурсы, содержание опыта матери, реабилитационная активность).

Тип совладания «Реабилитация». Влияние рождения ребенка на мать состоит в изменении порядка жизни. В качестве ресурса совладания выступает продвижение ребенка в развитии: когда мать отмечает динамику ребенка, у нее появляются силы для того, чтобы справиться с негативными переживаниями. Мать готова дать совет по реабилитации другим матерям, так как считает это самым ценным содержанием своего опыта. Для матерей характерны невысокий уровень чувствительности к ребенку и его эмоционального принятия, низкий уровень стремления к телесному контакту с ребенком, низкий уровень принятия себя как родителя. Свои личностные качества и счастье матери оценивают на среднем уровне. Совладающее поведение направлено на преобразование обстоятельств и относится к поведению типа «бороться за улучшение».

Тип совладания «Ребенок». Влияние рождения ребенка на мать состоит в появлении нового человека. В качестве ресурса совладания выступает любовь ребенка: чувствуя любовь, эмоциональное тепло от своего ребенка, женщина находит в себе силы справляться с трудной ситуацией. Матери характеризуются высоким уровнем восприимчивости и чувствительности по отношению к ребенку, эмоционального принятия ребенка, стремления к телесному контакту и умения эмоционально поддерживать ребенка. Мать готова дать другим матерям совет по ребенку: любить безусловно, чувствовать ребенка, не строить иллюзий. Матери принимают себя как родителя, высоко оценивают себя по шкале счастья. Они чаще считают виноватыми себя в болезни ребенка, демонстрируют высокий уровень тревоги, но недооценивают степень тяжести заболевания. Совладающее поведение матери направлено на принятие неизменного и борьбу за улучшение.

Тип совладания «Мама». Влияние рождения ребенка на мать состоит в изменении ее самосознания и ценностных ориентаций. В качестве ресурсов совладания выступает внутренний диалог и эмоциональная поддержка близких. Мать готова дать другим матерям совет по ребенку: любить безусловно, не строить иллюзий, понять, что это навсегда. Матери отличаются высоким уровнем чувствительности и способности понимания причин поведения ребенка, но низким уровнем эмпатии, они отделяют себя от ребенка, и ее отношение к себе не связано с отношением к ребенку. Приписывая вину обстоятельствам, не считая виноватой себя, матери характеризуются высоким уровнем принятия себя как родителя, высоко оценивают себя по шкале счастья. Совладающее поведение матери направлено на осмысление, принятие неизменного и адаптацию к новым условиям.

В проведенном исследовании выявлены комплексные характеристики переживания матерями кризисной ситуации рождения ребенка с патологией, которые отражают отношение матери к ребенку, к его заболеванию и к самой себе. При каждом типе совладания женщина выстраивает определенное отношение к своему ребенку, к себе самой, использует разные виды внутренних ресурсов. Описанные типы совладания и их содержание могут быть основанием для определения мишеней психологической помощи матерям детей с особыми потребностями.

 

Литература:

  1. Савина, Е.А. Материнские установки к детям с нарушениями в развитии / Е.А.Савина,  О.Б. Чарова // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 14-19.
  2. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
  3. Jonas, M. Behinderte Kinder, behinderte Mütter?: Die Unzumutbarkeit einer sozial arrangierten Abhängigkeit / M. Jonas. – Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch; Originalausgabe Edition, 1990. – 168 s.
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
Розробка : Limpopo Web Agency
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
43020, УКРАЇНА,
Волинська обл., м. Луцьк,
вул. Електроапаратна, 3 / 336
inforum.in.ua@ukr.net