Шановний користувач порталу!
Для вашої зручності ми запустили нову систему відображення формул в тексті. Дана система використовує найновіші технології. Якщо у вас виникли проблеми з відображенням формул спробуйте оновити свій веб-браузер до останньої версії. Або скористайтесь іншим браузером.

Команда проекту INFORUM.IN.UA пропонує використовувати для роботи з порталом браузер Mozilla Firefox.
Ми постійно вдосконалюємось та докладаємо максимум зусиль для Вашої комфортної роботи. Якщо у Вас є побажання чи ідеї з покращення роботи порталу напишіть нам.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СВОИМ ТЕЛОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ямаева Виктория
магистр психологии, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

В настоящее время все чаще интерес ученых сосредотачивается на исследовании проблем, связанных со сложностью принятия своего тела, искажениями восприятия отдельных частей тела, касающихся не только людей, имеющих какие-либо физические особенности. Уже в раннем возрасте ребенок начинает изучать свое тело и его функциональные возможности. Осознание себя, как отдельного субъекта происходит через телесные чувствования, через физическое овладение собственным телом, через визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своих телесных потребностей и желаний. Самоощущение ребенка, его «образ самого себя» становится устойчив лишь к возрасту 5–7 лет [1]. К началу младшего школьного возраста у ребенка уже должны быть установлены границы своего тела и должно быть сформировано отношение к своему телу. В связи с развитием познавательных потребностей, ребенок начинает интересоваться не только своим телом, но и телесной организацией других людей, в первую очередь сверстников и взрослых из ближайшего окружения. Формирование самоотношения и самооценки собственного тела у детей младшего школьного возраста проходит, в первую очередь, под влиянием внешней оценки родителей. Поэтому наша работа направлена на исследование родительской оценки и ее связи с удовлетворенность младшими школьниками своим телом.

Метод исследования. Для достижения цели исследования мы использовали методику «Личностный дифференциал» [2].

Характеристики выборки. В эмпирическом исследовании всего приняли участие 178 матерей. Из них 93 матери, воспитывающих детей      6-7 лет (54 – детей, имеющих нормальную массу тела, 19 – детей, имеющих избыточную массу тела, 20 – детей с ДЦП) и 85 матерей, воспитывающих детей 9-10 лет (46 – детей, имеющих нормальную массу тела, 20 – детей, имеющих избыточную массу тела, 19 – детей  с ДЦП).

Результаты исследования.

С помощью методики «Личностный дифференциал» эмпирически установлено, что реальный и идеальный образы ребенка практически во всех группах имеет существенные различия, особенно по шкалам «оценка» и «сила». Самый высокий показатель по шкале Реальной «оценки» был получен в группах родителей детей 9–10 лет с нормальной массой тела, не имеющих каких-либо внешних дефектов (15,5 балла) и родителей детей     6-7 лет с нормальной массой тела, не имеющих каких-либо внешних дефектов (15,2 балла). Самый низкий показатель был зафиксирован в группе родителей, имеющих детей 9–10 лет с ДЦП. (13,6 балла) и имеющих детей 6–7 лет с ДЦП (14 балла). Т.е. родители детей с ДЦП ниже оценивают такие личностные качества ребенка, как добросовестность, открытость, доброта, отзывчивость, справедливость, дружелюбность, честность, чем родители других категорий детей. Интересен тот факт, что Идеальные образы ребенка по шкале «оценка» выше всего оказались у родителей, имеющих детей с ДЦП обеих возрастных групп (19,4 и 18,9). Разница между реальным и идеальным образом ребенка с ДЦП находится в зоне значимости по критерию Стьюдента: tэмп = 3,2 и tэмп = 4,9 при tкрит = 2,71, p≤0,01. Это может свидетельствовать о том, что образ ребенка у родителей детей с ДЦП по шкале «оценка», описывающей личностные качества ребенка, не соответствует желаемому образу ребенку. Схожая ситуация наблюдается и в группе родителей, имеющих ребенка с нормальной массой тела, не имеющего каких-либо физических дефектов. Разница между идеальным и реальным образами ребенка находится в зоне значимости по критерию Стьюдента: tэмп = 2,9 при  tкрит = 2,65, p≤0,01 (детей 9-10 лет) и tэмп = 4,1 при  tкрит = 2,61, p≤0,01 (детей 6-7 лет) по шкале «оценка». Таким образом, родители обеих групп хотят видеть своих детей более привлекательными, добрыми, отзывчивыми и честными, они более критично относятся к их личностным качествам. В свою очередь разница между Реальным и Идеальным образами ребенка с избыточной массой тела находится в зоне незначимости по критерию Стьюдента, что может говорить о том, что родители детей с избыточной массой тела принимают своего ребенка с его личностными качествами.

Схожая ситуация наблюдается и по шкале «сила», где разница между Реальным и Идеальным образом ребенка является значимой практически для всех групп родителей, кроме родителей, имеющих детей 6–7 лет с избыточной массой тела. То есть большинство родителей хотят видеть своих детей более сильными, независимыми, решительными, уверенными и самостоятельными. Причем самые низкие показатели Реального образа ребенка по данной шкале наблюдаются у детей 6–7 лет с ДЦП (0,2 балла). Для сравнения: у детей, имеющих нормальную и избыточную массу тела – 4,9 балла. Статистически были подтверждены различия между Реальным образом детей с ДЦП 6–7 лет и детей с избыточной массой тела (tэмп = 3,8 при tкрит = 2,72, p≤0,01), а также детей с нормальной массой тела (tэмп = 3,6 при tкрит = 2,65, p≤0,01) по шкале «сила». Т.е. родители детей с ДЦП отмечают их слабость, зависимость от взрослых, неуверенность и несамостоятельность. Можно предположить, что это связано с диагнозом ребенка, с его физическими дефектами, которые являются преградой для развития данных качеств.

Таким образом, родительская оценка ребенка связана с его физическими и телесными особенностями. Более привлекательным для родителей является ребенок, имеющий нормотипичное тело. В то же время ниже всего показатели были отмечены у группы детей с ДЦП 6–7 лет, что может свидетельствовать о том, что важным критерием для оценки ребенка является его физическая привлекательность и физические возможности.

 

Литература:

  1. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета. – 1983. – 284 с.
  2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В, Козлов, Г.М. Мануйлов. –  М. Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – 490 с.
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
Розробка : Limpopo Web Agency
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
43020, УКРАЇНА,
Волинська обл., м. Луцьк,
вул. Електроапаратна, 3 / 336
inforum.in.ua@ukr.net