Шановний користувач порталу!
Для вашої зручності ми запустили нову систему відображення формул в тексті. Дана система використовує найновіші технології. Якщо у вас виникли проблеми з відображенням формул спробуйте оновити свій веб-браузер до останньої версії. Або скористайтесь іншим браузером.

Команда проекту INFORUM.IN.UA пропонує використовувати для роботи з порталом браузер Mozilla Firefox.
Ми постійно вдосконалюємось та докладаємо максимум зусиль для Вашої комфортної роботи. Якщо у Вас є побажання чи ідеї з покращення роботи порталу напишіть нам.

ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТЦОВ

Фомина Наталья Александровна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,Почетный работник высшего профессионального образования
Пастухова Марина Владимировна
ассистент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С. О. Есенина

В настоящее время особую актуальность приобретают различные аспекты родительской ответственности и безответственности в процессе воспитания детей.

Ответственность является одним из важнейших морально-нравственных и волевых свойств личности, «качеством, характеризующим социальную типичность личности», и понимается как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и быть готовой дать отчет за свои действия» [5, с. 25]; способность и готовность человека взять на себя обязательства (ответственность) за то, что происходит с ним и вокруг него, за собственные действия и поступки, а также за судьбу других людей или ход происходящих событий [6, с. 262].

Нами проведено изучение особенностей данного личностного свойства у 246 мужчин (не являющихся отцами, готовящихся ими стать и мужчин-отцов).

Представим особенности инструментально-стилевых составляющих ответственности 82 мужчин-отцов, состоящих в браке и постоянно проживающих со своими детьми (средний возраст – 32,7 лет).

Ответственность исследовалась с помощью бланкового теста «Ответственность» А.И. Крупнова [1] в рамках системно-функционального подхода к анализу свойств личности А.И. Крупнова [1], [2], [3], [4], согласно которому каждое свойство выступает как  система содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих.

Инструментально-стилевые характеристики ответственности представлены динамическими переменными, отражающими стремление и готовность к ответственности, разнообразие приемов и способов реализации ответственного поведения; эмоциональными переменными, дающими представление о содержании эмоций (стенических или астенических), сопровождающих реализацию ответственности как личностного свойства; регуляторно-волевыми переменными, характеризующими особенности активности / пассивности саморегуляции) и рефлексивно-оценочными переменными, объясняющими специфику трудностей (операциональных или эмоционально-личностных), возникающих при реализации ответственного поведения). Среди этих переменных выделяются гармонические (энергичность, стеничность, интернальность), способствующие формированию и развитию ответственности, и агармонические (аэнергичность, астеничность, экстернальность и трудности),  затрудняющие процесс ее развития и реализацию ответственного поведения.

В процессе анализа полученных данных в динамическом компоненте ответственности мужчин было выявлено значительное преобладание энергичности, т.е. силы, устойчивости и постоянства стремлений к осуществлению ответственных дел, над аэнергичностью, характеризующейся отсутствием или слабой их выраженностью (см. табл.1).

Таблица 1

Выраженность и соотношение инструментально-стилевых характеристик ответственности мужчин

 

Компоненты

Переменные

Средние значения

t-критерий

Стьюдента

Уровень значимости различий

Динамический

Энергичность

31,63

10,577

0,000

Аэнергичность

14,46

Эмоциональный

Стеничность

32,28

6,405

0,000

Астеничность

24,72

Регуляторный

Интернальность

37,43

14,591

0,000

Экстернальность

19,57

Рефлексивно-оценочный

Операциональные трудности

13,67

 

1,282

0,203

Эмоционально-личностные трудности

12,62

Примечание: значимые различия выделены жирным шрифтом.

 

Эмоциональный компонент ответственности мужчин характеризуется доминированием положительных стенических эмоций над астеническими в процессе выполнения ответственных дел и реализации ответственного поведения.

Показатели выраженности переменных регуляторного компонента ответственности говорят об интернальной саморегуляции, выражающейся в убежденности мужчин-отцов, в том, что они сами являются ответственными за успехи и неудачи в своих делах, об отсутствии стремления надеяться на случайные обстоятельства, везение и других людей.

Между не очень выраженными переменными рефлексивно-оценочного компонента ответственности статистически значимых различий не выявлено, что позволяет говорить о том, что в процессе реализации  ответственного поведения мужчины-отцы встречаются с небольшим количеством операциональных трудностей, связанных с несформированностью необходимых  волевых привычек и навыков, и с  эмоционально-личностными проблемами из-за неуверенности в себе, низкой  самооценки и тревожности.

Таким образом, анализ инструментально-стилевых характеристик ответственности отцов позволяет сделать вывод о том, что большинство из них имеют сильное, устойчивое и постоянное стремление к проявлению ответственности,  чему способствуют положительный эмоциональный фон настроения и хорошая внутренняя саморегуляция. Однако в отдельных случаях отсутствие опыта при столкновении с новыми и непривычными ситуациями, а также неуверенность в собственных силах и заниженная самооценка создают определенные трудности в процессе воплощения в жизнь ответственных поступков.

 

Источники и литература:

  1. Крупнов А.И.  Психодиагностика свойств личности и темперамента. – М.: НИЦ МГУДТ, 2007. – 56 с.
  2. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. – М.: Изд-во УДН, 1988. – С. 28-39.
  3. Крупнов А.И. Системная структура образования и свойств личности // Психолого-педагогический поиск. 2008. № 7. С. 124-127.
  4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
  5. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 248 с.
  6. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
Розробка : Limpopo Web Agency
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
43020, УКРАЇНА,
Волинська обл., м. Луцьк,
вул. Електроапаратна, 3 / 336
inforum.in.ua@ukr.net